1. Как?! Ты ещё не с нами?! Зарегистрируйся, и будет тебе счастье! Заходи сюда и знакомься со всеми!

Реверсивный кораблик

Тема в разделе "Фидер, донки, пикер и др.", создана пользователем Орехов М.А., 16 мар 2012.

  1. Орехов М.А.

    Орехов М.А.

    Рыболов

    Сообщения:
    598
    Симпатии:
    31
    Баллы:
    297
    Реверсивный кораблик

    [​IMG]

    Кораблик - это средство доставки приманки в нужную точку и удержание ее там нужное время. Именно этим этот способ ловли выгодно отличается от спиннинга или нахлыста Прототипом для Реверсивного кораблика послужила довольно старая и весьма почитаемая в Финляндии, а так же в северных и восточных регионах России снасть - Рыболовные санки. Под названием "planer", известна она в странах Прибалтики и северной Америки, где её в большей степени используют в качестве дополнительной оснастки в тролинге. В шестидесятых годах прошлого столетия существенный прорыв в развитии данного орудия лова оказал Афиногенов А.П. впервые установивший на санки маятниковый механизм реверса. (авт. свидет. СССР №235509,М. кл. А01к.). В целом - идея оказалась удачной, хотя на тот период не смогла найти достойной поддержки. В настоящее время по этой теме существует немало зарубежных и отечественных предложений, среди которых Реверсивный кораблик занимает наиболее перспективную позицию.

    Чем же всё-таки отличается Реверсивный кораблик от подобных себе конструкций? Скорей всего своими универсальными качествами, проявившимися в деликатной и точной доставке в зону лова нахлыстовых и лёгких спиннинговых приманок, а также в разнообразии способов их подач на значительном удалении. По сути, кораблик - это большой управляемый поплавок способный перемещаться на течении по заданной траектории. Возможность менять направление движения в противоположную сторону даёт ему огромное преимущество перед иными снастями.

    При желании, - кораблик может быть использован в замкнутом водоёме, там - где отсутствует течение. Но для того чтобы снасть действительно заработала, необходимо создать движущую силу, которая смогла-бы отвести кораблик от берега. Источником такой силы может служить движущаяся по воде лодка или рыболов, перемещающийся вдоль берега с небольшой скоростью. Ему не составит труда отвести кораблик далеко от берега и, пользуясь реверсом, выполнять те же приёмы ужения - что и на течении.

    Способы ужения с помощью кораблика подобны перетяжке, нахлысту и в некоторой степени спиннингу - в плане проводок лёгких спиннинговых приманок. Несмотря на мнимую громоздкость - снасть мобильна, послушна и легка в управлении. Не утруждая многократными забросами и не досаждая неприятными зацепами, она позволяет с берега обловить довольно обширные участки реки, что служит подтверждением её незаурядных возможностей. К тому же, - конструкция Реверсивного кораблика с успехом может быть использована в тролинге, в качестве бокового планера. Более того – управление корабликом позволяет маневрировать снастью на ходу: перемещать оснастку с борта на борт, обходить всевозможные препятствия.

     

    Вложения:

  2. Орехов М.А.

    Орехов М.А.

    Рыболов

    Сообщения:
    598
    Симпатии:
    31
    Баллы:
    297
    Изготовление и ловля на реверсивный кораблик


    Собственно, кораблик, или водяной змей снасть чуть ли не более древняя, чем нахлыст (в виду доступности доски и не требовательности к управляющему шнуру). Управление корабликом-это искусство, недаром в Скандинавских странах устраивают регулярные соревнования по этому виду ловли. Лов корабликом не то чтобы спортивен, скорее это релакс и просто занятный способ ловли. Недонахлыстом его, если и допустимо назвать, то только по схожести приманок, эстетика и динамика абсолютно другие - снасть гораздо более грубая и медленная (да и сравнивать их наверное не стоит, снасть совсем другая, ну как сравнить настольный тенис и гонки формула 1). По добычливости же она тоже вполне себе ничего, а как развлекуха или первый шаг со спининга в нахлыст... вполне!
    Итак ... статья из "ЮТ" за черти какой дремучий 198... год.



    Хочу предложить оригинальную конструкцию снасти, которая среди рыболовов получила название «кораблик». Начну с того, что главное требование, предъявляемое к снасти рыболова-любителя, - её спортивность. Надеюсь, что спортивность спиннинга ни у кого не вызывает сомнений. Предлагаемая конструкция кораблика — логическое развитие спиннинговой снасти, она снабжена необходимой автоматикой и расширяет универсальность спиннинга. Спиннинг, оснащенный корабликом, требует от рыболова постоянного движения и умения хорошо ориентироваться на водоёме. По увлекательности ловля рыбы корабликом даже трудно с чем-нибудь сравнить. Мелочь на кораблик, как правило, не ловится. Хватка рыбы всегда неожиданна, сопровождается очень сильным рывком, всплеском и происходит в поле зрения рыболова. Этот приём ловли рыбы отдаленно напоминает действия охотника при охоте на болотную дичь, когда он топчет болото, стремясь поднять дичь на крыло под выстрел. Даже когда рыба плохо клюёт, кораблик постоянно держит рыболова в напряжённом ожидании рывка.

    Приобретённый опыт и наблюдения позволили внести в конструкцию кораблика ряд усовершенствований, повышающих его управляемость, и выработать специфические приемы техники лова.

    Кораблик состоит из ведущей доски с пластинчатыми пружинами, опорного поплавка, переключателя (реверса) с предохранительной скобой и лески-буксира с мушками. Ведущая доска создает силу натяжения лески. По аналогии с воздушным змеем назовём её подъёмной силой. Роль ведущей доски определяется не её линейными размерами, а ведущей площадью, так как надводная часть кораблика — его обязательная деталь.

    Пружины ведущей доски служат для амортизации рывков при поклёвках и вываживании рыбы. Они выполняют роль авторегулятора натяжения лески при изменениях скорости течения, участвуют, в работе переключателя направления движения кораблика и обеспечивают получение оптимального угла атаки. Опорный поплавок придаёт устойчивость кораблику на воде, стабилизирует его положение под водой (бывает и такое) и служит основанием для механизма переключения. Переключатель предназначен для изменения направления движения кораблика, а предохранительная скоба предохраняет леску-буксир от захлёстывания о детали переключателя и обеспечивает его чёткую работу. Назначение лески-буксира с мушками пояснений не требует.

    [​IMG]

    Рис. 1 Ведущая доска с реданом в трех проекциях​

    Ведущая доска (рис. 1) изготовляется из хорошо просушенной и прямослойной древесины. Ей придают соответствующую форму для получения наибольшей подъёмной силы. На нижнем торце доски приклеивают редан, назначение которого диаметрально противоположно редану мотолодки. Он должен препятствовать выскакиванию ведущей доски из воды при резкой смене скорости кораблика. После изготовления ведущей доски её пропитывают олифой и красят. Надводную часть окрашивают белой краской, так как этот цвет лучше виден в сумерках, а подводную часть — голубой — под цвет неба или зелёной — под цвет подводной растительности. Глубина погружения ведущей доски не должна превышать половину её ширины. Для этой цели на середине доски, отступив от нижнего торца на треть её ширины, сверлят отверстие диаметром 8мм, в которое при необходимости ставят свинцовую заклёпку. Ведущую доску можно изготовить и из листового алюминия толщиной 1,5—2 мм с пенопластовым поплавком сверху. Этим обеспечивается её механическая прочность, что важно при перевозках, особенно для автотуристов. Размеры в этом случае остаются прежними, кроме ширины, которую следует уменьшить так, чтобы подводная часть не превышала 60мм. В верхней торцовой части доски между пружинами крепится полоска пробки для хранения мушек при транспортировке кораблика. Пружины ведущей доски изготовляют из листовой нержавеющей стали толщиной 0,8мм, из которой вырезают две полоски длиной 320мм и шириной 10— 12мм. Вариант крепления пружин к кораблику показан на рис. 2.

    [​IMG]

    Рис. 2. Способы крепления пластинчатой пружины к деталям кораблика: 1 — пружина,
    2 — ведущая доска, 3 — скобка. 4 — шуруп, 5 — рейка поплавка

    [​IMG]

    Рис. 3. Опорный поплавок с рейкой для крепления переключателя (мм)​

    Опорный поплавок изготовляют из пенопласта (рис. 3) без каких-либо ведущих поверхностей. В верхней части поплавка делают паз под деревянную рейку, которую вместе с пружинами и переключателем крепят к телу поплавка шурупами. Рейка придаёт механическую прочность креплению пружин и переключателя. Если в распоряжении рыболова нет твердого пенопласта, то это не беда. Поплавок можно изготовить и из мягкого. Только при этом нужно помнить, что нитрокраски, нитроклеи и нитролаки растворяют мягкий пенопласт, поэтому перед покраской его следует загрунтовать слоем водоэмульсионной краски и пользоваться клеем «Момент».

    Переключатель изготовляют из нержавеющей стали толщиной 0,8—1 мм. Он состоит из рычага (рис. 4, а), основания (рис. 4, б) и петельки из авиамодельной резинки. Осью рычага может служить пустотелая заклёпка-пистон. Порядок сборки переключателя показан на рис. 3, в.

    [​IMG]

    Рис. 4. Детали переключателя (мм): а — рычаг, б — основание 1 - алюминиевая заклёпка,
    2 — металлические шайбы, 3 — гетинаксовые шайбы, 4 — рычаг переключателя, 5 — основание​

    Перед расклепыванием заклепки между шайбой и рычагом полезно вставить полоску из жести в форме ласточкиного хвоста, которую затем удаляют, что обеспечивает необходимый люфт рычага на оси. В заключение выгибают концы рычага и выступ основания с прорезью по пунктирным линиям, показанным на рис. 4, а, б. Для исключения щелчков при срабатывании переключателя основание пружин у поплавка обматывают изоляционной лентой или подклеивают к нему полоски пробки. Переключатель в сборе представлен на рис. 5.

    [​IMG]

    Рис. 5. Переключатель в сборе: 1 — основание, 2 — резинка, 3 — рычаг, 4 — заводное кольцо,
    5 — деревянная рейка, 6 — опорный поплавок, 7 — пластинчатая пружина, 8 — предохранительная скоба​

    Предохранительная скоба переключателя изготавливается из кусочка медного обмоточного провода диаметром 2мм. Размеры её определяются высотой переключателя. После сборки кораблика пластинчатые пружины изгибаются так, чтобы переключатель был выше ватерлинии ведущей доски на высоту надводной части поплавка, а сам поплавок был бы параллелен плоскости ведущей доски на расстоянии, исключающем переворачивание кораблика на волне (рис. 6, 7).

    [​IMG]

    Рис. 6. Общий вид кораблика (рычаг переключателя в нейтральном положении)​

    Принцип действия водяного змея общеизвестен и не требует пояснений, однако работу механизма переключения следует пояснить. Допустим, что кораблик запущен на воду, созданная течением подъёмная сила натянула леску, рычаг переключателя прижат к передней пружине поплавка (см. рис. 5, б). В этом случае передняя пружина ведущей доски, выбирая оптимальный угол атаки, растянется и сильнее, чем задняя. Параллельность опорного поплавка и ведущей доски нарушится. Если концом удилища резко дать небольшую слабину леске, рычаг переключателя под действием растянутой резинки займёт нейтральное положение. Леска по инерции перебросится на противоположный склон предохранительной скобы. Пружины ведущей доски восстановят параллельность доски и поплавка, развернув его передний конец по течению. Остаётся только плавно натянуть леску, и рычаг переключателя прижмется к другой пружине, переведя кораблик на обратный ход.

    Данная конструкция механизма переключения работает настолько чётко, что последовательными переключениями кораблик можно удерживать практически на месте, не выпуская его за пределы отбойной струи или границу суводи. Вываживанию рыбы кораблик не мешает. Напротив, её рывки гасятся как концом удилища, так и пружинами ведущей доски, и рыба выводится на берег, как на вожжах.

    Здесь требуется пояснение. У кораблика три основных состояния на воде: движение от берега, остановка в мертвой точке и после переключения реверса движение к берегу. Точкой опоры кораблику служит конец удилища, а радиус сектора перемещения (70°—80°) задается распущенной леской спиннинга. При поклёвке рыбы, а она может произойти в любом положении кораблика, точка его опоры перемещается с конца удилища на поводок с пойманной рыбой, соответственно изменяется и радиус сектора перемещения. Если поклёвка произошла в момент движения кораблика к берегу, он обгоняет рыбу, и поводок с пойманной рыбой оказывается в вершине угла, образованного леской, идущей от удилища, и леской от кораблика. Поэтому кораблик вы ходит на берег первым, помогая рыболову вывести рыбу. При поклёвках в мертвой точке или до неё кораблик после подсечки переключают. Трудности возникают только при поимке крупных экземпляров весом 2—3 кг. В этом случае переключить кораблик почти невозможно, поэтому рыболову приходится стаскивать рыбу вниз по течению, что даёт возможность сохранить нужный угол на леске-буксире. Но в любой ситуации рыба находится между удилищем и корабликом, и все её рывки рыболов прекрасно чувствует.

    Теперь о подсечке. Леска-буксир с мушками все время натянута течением между концом удилища и корабликом. При поклёвке рыбы леска проседает в точке крепления поводка. Резкая подсечка стремится выпрямить леску, следовательно, усилие подсечки направлено вдоль поводка, так как практически он перпендикулярен к леске-буксиру. Но при ловле на кораблик не подсечка беспокоит рыболова, а задача, как ослабить рывок рыбы в момент поклёвки, для чего в конструкцию введены пружины ведущей доски.

    [​IMG]

    Рис. 7. Положение снасти на воде​

    Оснащение кораблика мушками уже неоднократно описывалось и полностью зависит от наблюдательности и фантазии рыболова. Длина поводков зависит от длины спиннингового удилища и обычно составляет 150, 200, 250, 300, 350мм. Расстояние между поводками не должно превышать 1,5м. Метод крепления поводков к леске-буксиру — петля в петлю. Леска-буксир к основной леске спиннинга крепится застёжкой любого типа. Толщина буксира не должна превышать диаметр лески спиннинга.

    Размеры кораблика, приведенные в описании, являются максимально допустимыми и рассчитаны на тяжёлый кораблик для крупной рыбы с леской-буксиром 0,5мм и поводками 0,3—0,35 мм. Дальнейшее увеличение размеров кораблика не целесообразно.

    Опытным путем установлено, что с уменьшением диаметра спиннинговой лески и лески-буксира на 0,1мм линейные размеры всех деталей кораблика должны быть уменьшены на 20 %. Для лески 0,2мм длина его не превысит 120мм. Следует помнить, что частота поклевок находится в прямой зависимости от толщины лески-буксира и поводков. Чем тоньше, тем лучше.

    Чтобы кораблик не потерял своего спортивного значения, подлежит безусловному запрещению ловля им с лодки, превышение максимально допустимых размеров, использование более пяти мушек. Нельзя применять тройники, кроме случая, когда первая от кораблика мушка заменяется мухо-блесной.

    Г. Ярошевский
     

    Вложения:

    • норм2.jpg
      норм2.jpg
      Размер файла:
      9,4 КБ
      Просмотров:
      9
    • 2081u.jpg
      2081u.jpg
      Размер файла:
      22,1 КБ
      Просмотров:
      9
    • 0438717.jpg
      0438717.jpg
      Размер файла:
      7,3 КБ
      Просмотров:
      9
    • ris1.jpg
      ris1.jpg
      Размер файла:
      19,8 КБ
      Просмотров:
      6
  3. Омут

    Омут

    Рыболов

    Сообщения:
    129
    Симпатии:
    6
    Баллы:
    42
    Ловил я корабликом несколько лет назад в принципе интересная снасть. Не просто для новичка, а поднатаскавшись ничего особого. Только я ловил корабликом без реверсионного механизма, там была просто ровная скоба вдоль кораблика. Чуть сложнее, но если приноровиться, то можно и так вполне, главное чтобы было течение.
     
  4. Шкипер

    Шкипер

    Рыболов

    Сообщения:
    141
    Симпатии:
    9
    Баллы:
    42
    Интересная вещица, можно побаловаться, особенно если с ночевкой едешь и с берега погонять кораблик, но особо на него опираться бы не стал. Привык удилищем работать.
     
  5. gever

    gever

    Рыболов

    Сообщения:
    962
    Симпатии:
    27
    Баллы:
    27
    В этом году уже планов себе на делал, кораблик будет пока лишний.
     
  6. Rfw

    Rfw

    Рыболов

    Сообщения:
    98
    Симпатии:
    1
    Баллы:
    7
    О_о вообще первый раз слышу про такой вид ловли, чего только не придумают...:pleasantry:
     
  7. gever

    gever

    Рыболов

    Сообщения:
    962
    Симпатии:
    27
    Баллы:
    27
    Век живи век учись.....:drinks:
     
  8. Омут

    Омут

    Рыболов

    Сообщения:
    129
    Симпатии:
    6
    Баллы:
    42
    Хочешь ребенка привадить к рыбалки дай ему такой кораблик, после этого он будет сам проситься, а далее можно его приучить и к другим видам ловли))):drinks:
    Брал я своего сына на рыбалку так он вместе с удочкой и засыпал на берегу...в итоге всю рыбалку спал в машине, а тут хоть азарт какой-то...
     
  9. gever

    gever

    Рыболов

    Сообщения:
    962
    Симпатии:
    27
    Баллы:
    27
    Если бы увидеть его в работе у того кто умеет с ним обращаться.
     
  10. Орехов М.А.

    Орехов М.А.

    Рыболов

    Сообщения:
    598
    Симпатии:
    31
    Баллы:
    297
    Тут рассказывают как ловить корабликом.

    http://www.youtube.com/watch?v=OVp8_LGv_Cw
     
  11. gever

    gever

    Рыболов

    Сообщения:
    962
    Симпатии:
    27
    Баллы:
    27
    Похоже это интересней чем я думал.
     
  12. donalexandro61

    donalexandro61

    Рыболов

    Сообщения:
    403
    Симпатии:
    139
    Баллы:
    222
    Ну всё!Я попал! Теперь пока не освою эту штуку,не успокоюсь.Как говорится-есть к чему стремиться!:good:
     

Поделиться этой страницей